Псевдоним

Одно имя дают родители.   Совсем другое дает жизнь.   Но подлинное имя мы даем себе сами.   Но не у всех хватает духу признаться в подлинном имени.   Даже себе.

Псевдоним. Сайт о псевдонимах, сценических именах и их носителях.

Как возникают псевдонимы?


Часть 1.

София Шиколоне выросла в семье бедных итальянских актеров передвижного театра. Когда в 15 лет она из нескладного подростка превратилась в красивую девушку, ее мать решила воплотить в жизнь собственные мечты с помощью дочери. Она возила Софию по многочисленным конкурсам красоты, стучалась в кабинеты самых известных режиссеров кино, она расхваливала ее как самый ценный «товар», пока девушке… не помог один случай.

В фильме «Африка под морями» Софии предложили главную роль. «Однако, - заметил продюсер, - ваша фамилия никуда не годится. Она звучит вульгарно. Вот, например, Марта Торен, - проговорил он, вспомнив актрису из своего недавнего фильма. И тут он стал перебирать буквы алфавита, пока не остановился на «Л». С этого момента родилась новая звезда кино – София Лорен. Кстати, этим продюсером был никто иной, как Карло Понти, в будущем муж прекрасной Софии…

Когда Вивиан Мэри Хартли (в замужестве Холман) решила сниматься в кино, ей предложили поменять фамилию. Один из услужливых продюсеров предложил убрать первые четыре буквы в ее девичьей фамилии Хартли и немного изменил ее имя. Так она стала Вивьен Ли. Известно, что прежде, чем мир узнал о Мэри Пикфорд, юная американка была Глэдис Мэри Смит. Грета Густафсон, влюбленная в игру норвежской актрисы Эрики Дарбо, стала Гретой Гарбо. А Мария Луиза Полякова-Байдарова, знакомая всем по кинофильмам как Марина Влади, воспользовалась именем своего отца Владимира, которого очень любила.

Сегодня трудно представить, что Мэрилин Монро родилась под именем Норма Жанна Мортенсон. Подписав контракт со студией на участие в фильме, она взяла фамилию своей бабушки Монро, а имя – у актрисы Мэрилин Миллер. Катрин Денев взяла себе фамилию матери, чтобы ее не спутали с сестрой – актрисой Франсуазой Дорлеак. Актриса Моника Витти от рождения была Марией Луизой Чеччарелли, Марлен Дитрих – Марией Магдаленой фон Лош, Софи Марсо – Софи Молю, Анук Эме – Франсуазой Сориа-Дрэйфус.

Брать псевдонимы свойственно и многим актерам. Так Джулия Робертс была Мишель Робертс, Деми Мур – Деметрия Джин Гайнес, Вайнона Райдер – Вайнона Горовиц, Вупи Голдберг – Керин Джонсон и т.д.

Некоторые актеры-мужчины тоже выступают под псевдонимами. Настоящее имя французского актера и режиссера Пьера Ришара – Пьер Ришар Морис Шарль Леопольд Дефей. Его сыновей-музыкантов Оливье и Кристофа знают под фамилией Дефей. Луи де Фюнес тоже был обладателем длинной фамилии – Карлос-Луис де Фюнес де Галарса, как и актер Фернандель. Его имя состояло из 5 слов – Сине Фернан Жозеф Дезире Контанден.

Иво Леви стал французским певцом Ив Монтаном, Карлоса Рэя сегодня именуют Чаком Норрисом, Хуан Морено известен под фамилией Жан Рено, настоящая фамилия Джекки Чана – Чань Кунсун. Актер Бурвиль унаследовал от родителей имя – Андре Рембур, а Антонио Бандерас – Хосе Антонио Домингес Бандера. Вуди Аллен с рождения звали Аллен Стюарт Кенисберг. Еще в детстве его не устраивало собственное имя. Став взрослым, он поменял его. Имя Вуди актер позаимствовал у музыканта Вуди Хермана…

Чтобы узнать истоки псевдонима, приоткроем его историю. Это слово имеет греческие корни. Оно состоит из основ: pseudos (ложный) и onym (имя). Иначе сказать, обозначает вымышленное имя. Псевдонимика как наука всегда интересовала библиографов, историков, социологов, политологов.

Так, образование псевдонимов имеет интересное прошлое. Мифологическое восприятие мира охватывало все стороны жизни человека, формы поведения, сведенные к ритуалам, способствовали символике имен собственных. Некоторые народы в связи с мистическими верованиями не произносили имена отдельных людей. Возникали новые имена, порожденные распространенной в то время системой табу. Известно также, что египетские фараоны, вступая на престол, меняли свои имена.

Первые труды, касающиеся псевдонимов, появляются в эпоху Возрождения. Один из них принадлежит И. Сауэрсу. Он повествовал о подписях и знаках, под которыми были настоящие имена (1652 год). Спустя 17 лет в Лейпциге был издан трактат Ф. Гейслера об именах анонимных писателей. А уже через 5 лет гамбургский юрист В. Плакций составил сборник псевдонимов и анонимов. Впоследствии этот труд был расширен до 10 тысяч псевдонимов. О заимствовании фамилий писал в своем труде французский ученый А. Байе.

В России в ХIХ веке изучением псевдонимов занимались исследователи П. Быков, С. Полторацкий, В. Карцов, М. Мазаев. Необходимость в составлении полного справочного материала, раскрывающего псевдонимы известных людей, была очевидной. Число псевдонимов росло. В ХХ веке библиограф И. Масанов сумел собрать свыше 50 тысяч псевдонимов. Его словарь состоял из 4 томов. Впоследствии к работе над псевдонимами обращались такие ученые, как В. Дмитриев, М. Горбаневский, В. Виноградов, А. Реформатский и др.

Ученым всегда было интересно выявить не только происхождение псевдонима, но и его смысл, разобраться в способе его составления и, наконец, в самом мотиве принятия.

Интересна история о том, как советник короля Аруэ, узнав, что его сын мечтает стать поэтом, тотчас же отправил его учиться на юриста. Сын Аруэ стал не только поэтом, но и властителем дум для многих поколений. Он известен под псевдонимом Вольтер. Ученые так и не сумели до сего времени разгадать его происхождение. Некоторые исследователи считают, что это название поместья матери Вольтера. Иные связывают псевдоним с прозвищем, которым Аруэ-младшего называл его крестный – «волонтер». Есть версия создания псевдонима Вольтер от испанского слова «скакать» и т.д.

Известно, что жизнь многих политических деятелей тесно связана с псевдонимами. Как правило, их партийные имена, псевдонимы связаны с попытками скрыть настоящее имя, чтобы избежать преследований. Только у В. Ульянова-Ленина было около 150 псевдонимов. Самые известные из них – Большевик, Карпов, Куприянов, Мирянин, Петров, Осипов, Силин, Тулин и т.д. Ни для кого не секрет, что Сталин – это И. Джугашвили, Троцкий – Лев (Лейба) Бронштейн, бывший канцлер ФРГ Вилли Брандт – Герберт Карл Фрам, а советский разведчик Рудольф Абель – Вильям Фишер.

Не только политиков, но и писателей власть и цензура заставляла скрывать свои настоящие имена. Неслучайно говоря о жизни литераторов в России, теоретик марксизма Г. Плеханов заметил, что русский писатель «состоит» из души, тела и, конечно, псевдонима. Так, участник декабристского восстания (1825 г.) В. Кюхельбекер печатал свои статьи под псевдонимом В. Гарпенко. А друг А. Герцена, поэт и публицист, Н. Огарев ставил две буквы «Р. Ч.», что означало «русский человек».

Далеко не все литераторы могли признать открыто свое авторство. И причины были самые разные. М. Салтыков, будучи вице-губернатором в Твери и Рязани, подписывался псевдонимом Щедрин. Ответственный работник министерства внутренних дел П. Мельников творил под именем А. Печерский. Кстати, этот псевдоним автору рассказов предложил собиратель русских слов В. Даль. Дело в том, что П. Мельников жил в доме на улице Печерской.

Создатели некоторых псевдонимов имели одну цель – вызвать улыбку у читателей. Писатель В. Гиляровский часто подписывал свои статьи – «Театральная крыса», а Писемский – «Фельетонная кляча Никита Безрылов». Иногда после своих материалов автор И. Анненский ставил псевдоним «Ник. Т-о».

Рекордсменом по числу псевдонимов среди литераторов-сатириков был К. Михайлов, который активно печатался с 1890 по 1916 гг. в юмористических изданиях. Он имел 325 псевдонимов.


Часть 2.

В своих записях Анна Ахматова писала, что ее все принимают за украинку, ведь ее девичья фамилия – Горенко. Став же печататься, она взяла себе псевдоним Ахматова. Ее мать, татарская княжна, не предполагала, что дочь сделает ее фамилию своим литературным именем. Так Анна, от рождения Горенко, стала знаменитой русской поэтессой с татарской фамилией.

В переводе с греческого языка слово псевдоним имеет значение – «носящий ложное имя». Но, как считал известный ученый А. Реформатский, большинство псевдонимов трудно назвать вымышленными.

К примеру, такие псевдонимы, как А. Горький, Э. Багрицкий, А. Галич, Р. Гамзатов, М. Кольцов, А. Фет, не менее истинны, чем «паспортные» их эквиваленты: А. Пешков, Э. Дзюбин, А. Гинзбург, Р. Цадаса, М. Фридлянд, А. Шеншин. По сути, человек, носящий псевдоним, получал широкую известность. И псевдоним заменял его имя.

Надо сказать, что в 20-х годах ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал псевдоним. В моду вошли псевдонимы-прилагательные. Всем хорошо известны А. Белый (Б. Бугаев), Д. Бедный (А. Придворов), А. Крайний (З. Гиппиус), П. Мирный (А. Рудченко) и другие.

В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. Так, автор книги «Детство Темы» стал Н. Гариным. Его настоящая фамилия Михайловский совпала с фамилией редактора, где издавался Н. Гарин. А родная сестра поэта С. Маршака взяла себе псевдоним Е. Ильина (автор книги «Четвертая высота»), чтобы не афишировать свое родство с известным писателем.

Брат писателя В. Катаева, Е. Катаев, один из авторов книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», взял псевдоним Е. Петров. Кстати, имя соавтора Е. Петрова, И. Ильфа – также псевдоним. Настоящая фамилия И. Ильфа – Файнзильберг. Немало случаев, когда мужчины выбирали для псевдонима женские имена, а женщины – мужские.

Многие писатели брали себе псевдонимы, чтобы избежать преследований в период сталинского режима. Так, писатель Б. Ширяев, сосланный в 1911 году в Сибирь, подписывал свои произведения псевдонимом А. Алымов. Поэт Матвеев взял фамилию И. Елагин, писатель и журналист Н. Марченко известен читателям под именем Н. Нарокова.

Встречаются групповые псевдонимы, за которыми стоят несколько человек. Так сложился дуэт драматургов Тубельского и Рыжего – братья Тур. Как не вспомнить Козьму Пруткова – псевдоним писателей братьев Жемчужниковых и А. Толстого. Всем известны Кукрыниксы – это художники М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов.

Но любопытно, что А. Чехов остался для всех Чеховым, хотя имел тоже пристрастие к псевдонимам. Свои многочисленные рассказы он подписывал разными именами: Антоша Чехонте, Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Г. Балдастов и т.д. Но ни один из них не «прижился» в его творчестве.

Трудно перечислить все причины, по которым люди берут псевдонимы. Здесь встречаются не только цензурные соображения, требования издателя или редактора, наличие однофамильцев, неблагозвучность настоящей фамилии, но и возражения родителей, близких, страх перед неудачным выступлением. Особенно это характерно для людей из театральной среды.

До революции 17-го года не каждый дворянин открыто мог выйти на сцену. Чтобы не «опозорить» родителей, многие молодые люди полностью меняли фамилию или частично. Так, актер МХАТа В. Калужский выступал под именем Лужский, артист Александринского театра П. Оболенский выбрал себе псевдоним Ленский, а В. Горелов – Давыдов. Из двух братьев-актеров Москвиных один стал Тархановым. Старший брат известного певца Л. Собинова, тоже певец, взял театральное имя Волгин. Руководитель театра А. Суворин предложил молодому актеру из Белоруссии, сыну священника В. Шверубовича, поменять фамилию на более благозвучную – Качалов.

Несомненно, что залогом успеха молодого актера, а потом певца Л. Вайсбейна, стал удачно выбранный псевдоним – Леонид Утесов. Не все знают, что настоящая фамилия знаменитого актера И. Смоктуновского – Смоктунович. Судьба актера была непростой. Он прошел войну (1941-1945), был в плену, долгие годы был лишен возможности жить в крупных городах. Свою фамилию он изменил по просьбе режиссера, играя в театре г. Норильска. Артист Р. Плятт добавил к своей фамилии вторую букву «т». Актер С. Фердман поменял свою фамилию на псевдоним Фарада.

Меняют свои фамилии сатирики-пародисты. А. Арканов по паспорту Штейн. Настоящая фамилия Г. Горина – Офштейн. В качестве псевдонима он использовал фамилию матери – Горинская, но не целиком, а только первую ее часть.

Кто знаком с биографией знаменитой актрисы Ф. Раневской, тот наверняка знает, что ее отец, промышленник из Таганрога Г. Фельдман, был против решения дочери играть на сцене. Несмотря на ультиматум отца – дом или сцена, она выбрала последнее. А в честь чеховской героини Раневской взяла себе псевдоним.

Актер цирка М. Румянцев начинал работать на манеже как «Вася рыжий», пока однажды не увидел карикатуру французского художника Каран д 'Аша. Эта яркая фамилия пришлась Румянцеву по душе, и он сделал ее своим псевдонимом. Иллюзионист Э. Ренард считал свою фамилию недостаточно звучной, запоминающейся. Как-то идя вместе с поклонницей цирка А. Станевской по улице, они обратили внимание на вывеску кинотеатра, где не «горели» некоторые буквы. Он прочел: «Ки…о!» Так родился псевдоним целой династии иллюзионистов.

Сегодня псевдонимы активно используют актеры шоу-бизнеса, ведь имя на эстраде должно «звучать». Так, Н. Порывай стала Н. Королевой, С. Гейман – Линдой. Алле Перфиловой сценическое имя Валерия придумал ее муж - продюсер Шульгин. Кстати, когда певица подала на развод, бывший супруг предъявил ей права на псевдоним. И певица официально поменяла имя. До работы на эстраде певец А. Малинин имел фамилию Выгузов. Влюбленные фанатки и не догадывались, что настоящее имя А. Губина – Клементьев, а Витаса – Виталий Грачев. Подлинное имя известного Андрея Разина, создателя когда-то популярного ансамбля «Ласковый май», – Вадим Криворотов. И этот перечень продолжает расти.

В 60-е годы ХХ века на страницах газеты «Комсомольская правда» разгорелись споры вокруг статьи писателя М. Бубеннова «Нужны ли сейчас псевдонимы?» Как считал ее автор, «социализм устранил причины, побуждавшие брать людей псевдонимы». В этой полемике известный писатель К. Симонов высказал мнение о том, что человек сам вправе решать, брать ему

псевдоним

или обходиться без него. Это личное дело каждого автора. Однако многие партийные деятели и их «подпевалы» пытались представить вопрос о псевдонимах обстоятельством общественной значимости, которое нетерпимо в нашем обществе.

Полемика вскоре утихла, а псевдонимы продолжают жить своей жизнью. Звучное и оригинальное имя для творческого человека, подчас, половина его успеха. Но только половина. Остальное зависит от самого автора.

Кстати вспомнить интересный пример. Журналистка Татьяна Сосюра взяла себе псевдоним Тэсс. Дело было в том, что в литературе был известен поэт Сосюра. Как-то на открытии московского планетария молодая очеркистка познакомилась с М. Горьким. Писатель спросил смущенную журналистку: «Почему у вас странный псевдоним?» Девушка пояснила сочетание букв в нем. Но тут же сказала: «Это, наверное, плохо». На что Горький ответил: «Будете писать хорошо, ваш псевдоним будут все знать. А плохо – тут уж никто не поможет…»

Автор: Ольга Конодюк.

Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»


Просмотрено: 318

Яндекс.Метрика
Счетчик тИЦ и PR